Инъекционная косметология в России развивается по законам параллельной реальности. В ногу с легальным оборотом токсинов, филлеров, биоревитализантов и мезококтейлей идет торговля контрафактом и подделками абсолютно всех продуктов легитимной линейки. По оценкам операторов сегмента, «серый» рынок по объемам продаж вполне способен соперничать с «белым».
Репортаж Первого канала от 06.04.2016
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ И ВНИМАТЕЛЬНЫ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ!
Уже в этом году косметология, наряду со стоматологией и ортопедией, станет предметом пристального внимания контролирующих органов. Такое обещание дал еще в июне прошлого года на заседании расширенной коллегии Росздравнадзора в Сочи глава ведомства. Мотивация – многочисленные факты обнаружения в косметологических салонах незарегистрированных оборудования и мебели.
Все прежние усилия ведомства в борьбе с контрафактом в косметологии вряд ли можно назвать масштабными. В 2013‑2015 годах службой, что называется, ≪на круг≫ было обнаружено всего‑навсего 17 наименований медизделий, а именно мезонитей, не имеющих регудостоверений, да четыре серии препарата Диспорт, на упаковках которого отсутствовала маркировка на русском языке. Других нарушений в сегменте, Росздравнадзор не выявил.
Представители ведомства сетуют, что борьбе с фальсификатом мешает обязательство предупреждать поднадзорные предприятия о внеплановых проверках. И лоббируют законодательные решения, способные вернуть их работе элемент внезапности – тогда, мол, и результат будет весомее. Получит Росздравнадзор особые оперативные возможности или нет, поле деятельности в косметологическом сегменте для службы – бескрайнее.
ЧЕМОДАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ
Российский рынок инъекционной косметологии с момента зарождения делился между официальными дистрибьюторами и челноками, охотно участвующими в удовлетворении растущего спроса на косметологическую продукцию. Так его структура выглядит и сейчас. Схема работы ≪серого≫ поставщика чрезвычайно проста. Ботулотоксин мал в объеме и дорог, поэтому, если в соседних странах его можно купить ощутимо дешевле, а затем без особых проблем привезти в Россию, люди готовы нарушить закон. Кинул полный чемодан в машину и поехал: это мое лекарство, и я его везу. И закрыть вход на рынок таким препаратам невозможно. Этот вид внешнеэкономической деятельности в косметологической отрасли применим ко всем эстетическим препаратам и медизделиям, но особенно популярен в самых крупных сегментах рынка – ботулотоксинов и филлеров.
По оценкам экспертов, разница в ценах между легальными и контрафактными продуктами может достигать $200 за упаковку. Среди токсинов популярностью у ≪челноков≫ пользуются Ботокс и Диспорт, среди филлеров – Ювидерм, Сурджидерм, Радиес. Стабильный поток ≪параллельных≫ поставок идет из Европы, где система лекарственного обеспечения строится на жестком демпинге фармкомпаний в обмен на гарантированные госзакупки. Соседство стран с совершенно разными системами здравоохранения приводит к тому, что параллельный импорт прогрессирует. Это огромный заработок, построенный только на том, что ты привез препарат из точки А в точку Б.
По данным компании "Аллерган СНГ", совокупный оборот ≪серых≫ ботулотоксинов в России составляет более 50 тысяч упаковок в год. Постоянный поток ≪чемоданного ввоза≫ из стран Европы, идущий с нарушением всех возможных правил транспортировки (например, строгого температурного режима), ставит под угрозу здоровье пациентов, – сетуют в представительстве американского фармгиганта.
≪Серая≫ продукция может сопровождаться как поддельными документами о качестве продукции, так и настоящими, но выданными другому юридическому лицу. Такая схема возможна, например, при параллельном импорте коктейлей для мезотерапии. Человек покупает препарат или изделие у официального дистрибьютора, получает вместе с товаром сертификат, допустим, действительный до 2019 года. Затем приезжает на одну из европейских косметологических выставок, подходит к стенду той же компании и просит продать уже партию продукта. И ему продают, не особенно вникая в детали! Сертификат же есть. О популярности подобной технологии ввоза знает и аналитик индустрии красоты, заместитель главного редактора портала Елена Москвичева: Салон может купить два шприца здесь, получить сертификат, а потом самостоятельно или через черного дилера закупить швейцарский продукт и под этим сертификатом продавать.
В случае с токсинами и филлерами, которые нельзя купить у официального дистрибьютора, не имея медицинского образования и не пройдя сертификационный тренинг, челноки нового поколения выбрали другой канал – интернет‑продажи. И вполне комфортно себя чувствуют, вообще не представляя заказчику никаких документов.
Например, на площадке соцсети, в одном из бесчисленных тематических сообществ под названием Ботокс, диспорт, ксеомин, рефайнекс, лантокс, 16 июля прошлого года некий пользователь соцсети опубликовал объявление о продаже Ботокса и Диспорта ≪от официальных производителей≫. На просьбу выступившего в роли покупателя сотрудника правоохранительных органов представить сертификат продавец ответил: ≪Мы привозим препарат из Европы в англоязычной упаковке. Мы знаем, что продукт официальный. Практики подтверждения нет. Ну, отсканирую я какие‑то документы, пришлю вам, и что? Что это изменит?≫
СТОЙКИЕ К РЕГИСТРАЦИИ
Особая ниша в ≪сером≫ сегменте косметологических средств – продажи незарегистрированных препаратов и медизделий, которые могут не уступать сертифицированным продуктам по качеству, но документального подтверждения такого соответствия нет: их ввоз не отслеживается таможней, поэтому они классифицируются российским законодательством как контрафакт.
≪На российском рынке встречается порядка 65–70 незарегистрированных марок филлеров, они занимают около 30% всего обращения этого вида инъекций≫, – говорит представитель одного из крупных производителей косметологических препаратов и медизделий.
Аналог Ботокса – корейский Neuronox – пока в России не зарегистрирован, но к нам в страну приезжает регулярно. Представитель реализующего Neuronox интернет‑магазина признался: ≪На других рынках препарат известен давно, и в России уже поданы документы на его регистрацию. Этим процессом занимается компания‑производитель. Многие понимают, что легализация вот‑вот случится, поэтому мы идем на опережение – в надлежащих условиях поставляем препарат на российский рынок. Врачи берут≫.
Не редкость на рынке продавцы, в портфеле которых незарегистрированная продукция соседствует с легализованными товарами. Так, например, компания Belle Allure поставляет французский филлер MediFeel – в России препарат, согласно данным Росздравнадзора, не зарегистрирован. Эту информацию, позвонившему в качестве покупателя, подтвердили и в отделе продаж компании, уточнив, что ≪филлер пока имеет только европейский сертификат, а его поставкой компания занимается около двух лет≫. Официальный ответ представителя компании был другим: филлер находится на стадии регистрации и не продается. При этом Belle Allure на законных основаниях, имея регистрационное удостоверение, завозит и продает французские нити из полимолочной кислоты Resorblift.
Эксперты объясняют обилие контрафакта на рынке особенностями законодательства стран происхождения продукции: ≪Все косметологические изделия в России сегодня регистрируются как медицинские, с указанием области применения, – объясняет Елена Москвичева – Зарегистрировать медицинское изделие чаще всего не удается по одной простой причине – у продукта нет документов о клинических исследованиях. Потому что в стране – производителе этого изделия, например, в Китае, результаты КИ для обращения не требуются≫.
ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ
Мрачности ≪серому≫ рынку добавляет сбыт препаратов и медизделий, произведенных подпольно. Допустим, такой препарат произведен в Китае на том же заводе, что и оригинальный, только ночью, его эффективность и безопасность все равно нельзя гарантировать. А если это подпольная лаборатория, производящая неизвестную субстанцию? Это очень опасно. Приобретать ботулотоксины надо только у официальных дистрибьюторов, – и мы в нашей косметологии "ЛИДАМЕД" это прекрасно понимаем и закупаем исключительно у официальных поставщиков и только зарегистрированные ботулотоксины и филлеры.
Первый публичный скандал, связанный с использованием поддельного филлера, произошел в 2004 году. Телеведущая Оксана Пушкина, решив скорректировать возрастные изменения на лице, обратилась к косметологу. Врач сделала звездной пациентке инъекции филлером, обозначенным как Рестилайн Перлайн (для коррекции глубоких морщин и складок). Вместо ожидаемого эффекта инъекция вызвала воспаление, а носогубные складки, по выражению самой Пушкиной, стали в прямом смысле черного цвета.
Введенное вещество, в отличие от основного компонента оригинального Рестилайна – гиалуроновой кислоты, не рассасывалось, воспалительный процесс не прекращался. В интервью газете Московский комсомолец от 17 мая 2005 года Оксана Пушкина рассказала, что отправилась на родину Рестилайна, в Швецию, и обратилась к местным медикам, установившим, что ей был введен филлер Артикол, который изготавливается из жидкого силикона или полимерного геля и биосинтетической гиалуроновой кислоты. ≪Артикол – это гель, силикон – то, что колют женщинам в грудь, в губы... То есть препарат, который до смерти не рассасывается, – возмущалась Пушкина. – Но весь ужас даже не в этом. В этот гель добавляют еще и артепласт, иначе говоря – микроны пластика≫.
Меру ответственности группы поставщиков поддельных продуктов для инъекционной косметологии определит суд, куда после окончания в августе 2014 года расследования направлено громкое дело о московском складе фальшивых ботулотоксинов. Весной 2012 года в СУ ГУ МВД России по Москве поступила информация о том, что некая компания продает через интернет Ботокс и Диспорт по цене в два раза ниже принятой у официальных дистрибьюторов. Оперативники провели ряд контрольных закупок препаратов, установили, что они не содержат ботулинический токсин, а также выяснили, что фирма не имеет лицензии на импорт этой продукции. В ходе обысков на складах фирмы и в столичных салонах красоты были изъяты поддельные лицензии и более 2 тысяч ампул фальшивого ботулотоксина. В отношении трех организаторов поставок было возбуждено уголовное дело за незаконное использование товарных знаков по ст. 180 УК РФ. Следователи выяснили, что фигуранты дела, будучи сотрудниками организации по производству и реализации препаратов для контурной пластики, закупали в Китае поддельные препараты и продавали их по заниженной стоимости. Ущерб, который ≪серые≫ дистрибьюторы причинили правообладателям товарных знаков, пока оценен в сумму более 10 млн рублей.
НА ПОЛШПРИЦА
Легальные производители и дистрибьюторы косметологической продукции устали повторять, кому предоставляются исключительные права покупать и использовать их номенклатуру. ≪Купить наш препарат могут только те косметологические кабинеты и косметологи, которые имеют право на подобную деятельность, сертификаты, обучены применять ботулотоксины. Это наше строгое требование≫, – говорят официальные дистрибьютеры.
Но жесткие требования к добросовестным приобретателям, равно как и прочие попытки бизнес‑сообщества регулировать рынок, не дают желаемого эффекта: спрос на контрафакт обеспечивают нелегальные косметологи, которым из‑за отсутствия профильного образования путь в ≪белый≫ сектор заказан. Не один год наши косметологи ездят на профильные выставки – постоянных посетителей, коллег знают в лицо. И вот видят среди участников тренинга бывшую модель – год назад на ней показывали методики, а она вдруг косметологом стала. Без всякого образования. И это в порядке вещей, – и это не единичный случай когда люди без образования представляются косметологами.
Косметологов‑самоучек обеспечивают нелегальные дилеры. Основные точки продаж – профильные интернет‑магазины и сообществав соцсетях. Игроки рынка выделяют в этом ряду такие ресурсы незаконной интернет торговли.
Примечательно, что среди нелегалов встречаются торговцы, имеющие обширнейшие клиентские базы. Есть один такой ≪дистрибьютор≫, обеспечивающий врачам просто идеальный сервис. Привозит по заказу любой препарат, в этот же день и в любом виде. Например, если ботулотоксин продается во флаконе 100 ЕД, а клиенту надо 25 ЕД, то эта компания доставит разведенный препарат прямо в шприце.
Ценовая политика у ≪серых≫ поставщиков формируется произвольно – они могут как невероятно демпинговать, так и держаться уровня цен легальных дистрибьюторов. На одной из посвященных эстетической медицине выставок мы регулярно оказываемся свидетелями продажи незарегистрированных филлеров и мезококтейлей, наименование которых установить по факту не удается, по 200–500 рублей за упаковку.
Регуляторы и правоохранители не уделяют достаточного внимания обороту контрафакта, уверены участники легального рынка. Периодически контрольные закупки эстетической продукции проводятся, но зачастую их инициируют сами производители или дистрибьюторы, в компании "Аллерган СНГ", попутно посетовав, что результаты таких проверок, как правило, даже не оглашаются. В борьбе с подделками бизнес‑сообществу очень помогут поправки в законодательство, устанавливающие уголовную ответственность за сбыт фальсифицированных препаратов.
Крупные игроки, не дожидаясь законодательных решений, борются с контрафактом, опираясь на собственные маркетинговые возможности: отслеживают каналы сбыта поддельной продукции и сливают аналитику в компетентные органы. Таким путем пошла, например одна из компаний, ведущая мониторинг возникновения подделок Лантокса в разных регионах страны. На официально продаваемые препараты дистрибьютор ставит голографическую наклейку, позволяющую идентифицировать оригинальный продукт и защитить упаковку от замены содержимого. Дополнительный уровень защиты для своего Релатокса придумал и производитель: помимо голографической наклейки на упаковке, препарат заключен в контейнер.
КИТАЙСКИЕ БОЛВАНКИ
Мировые мейджоры нашли источник контрафакта
Китай остается одним из эпицентров распространения фальшивых ботулотоксинов. Местные власти пытаются исправить ситуацию, все чаще проводя контрольные рейды, изъятия продукции и аресты участников нелегального бизнеса.
В марте 2014 года полиции города Нинбо совместно с коллегами из других регионов удалось провести крупномасштабную операцию, в результате которой были арестованы 56 человек и изъято контрафакта на сумму свыше 100 млн юаней ($16,2 млн), в том числе ботулотоксин под марками Ботокс и Hengli и гиалуроновая кислота.
С еще большей серьезностью к проблеме китайского контрафакта относятся транснациональные компании, работающие в КНР. Французский производитель ботулотоксинов Ipsen, проведя анализ нелегальных продуктов, обращающихся на рынках Бразилии, Ирана и России, выяснил, что все эти товары родом из Китая. Тем не менее о более масштабных мерах, чем эпизодические полицейские рейды на подпольные производства и склады, в Ipsen не знают.
Allergan в своем стремлении бороться с китайским контрафактом продвинулась дальше своих французских конкурентов: несколько лет назад американцы наняли юридическую компанию, разработавшую и запустившую специальную программу выявления очагов распространения фальшивого Ботокса. В 2008 году компании даже удалось совместно с CFDA закрыть одну из основных площадок производства подделок. По словам представителя компании, у Allergan нет подобных отношений ни с одним правительством.
От засилья фейка страдают и местные производители, в китайском интернете можно встретить рекомендации, как отличить подделку от оригинального препарата Hengli производства компании Lanzhou Institute of Biological Products. Онлайн‑эксперты уверяют: если на упаковке в названии производителя отсутствует слово «компания», то перед вами явно фальшивка.
В Центре медицинской и эстетической Косметологии "ЛИДАМЕД" мы используем препараты купленные только у официальных дистрибьютеров.